Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

Вопросы к экзамену по древнерусской литературе для II курса вечернего отделения 2007/2008 уч. год


1. Каковы особенности древнерусской литературы как литературы эпохи средневековья.
2. Проблема периодизации древнерусской литературы. Основные вехи и тенденции развития.
3. Жанровая система литературы Древней Руси.
4. Роль фольклора, византийской и южнославянской письменности в формировании и развитии оригинальной древнерусской литературы.
5. Идейно-художественное своеобразие апокрифов.
6. Переводная литература XI-XII вв. Основные темы и жанры.
7. Гипотеза А.А.Шахматова о возникновении и развитии летописания на Руси. Источники «Повести временных лет».
8. А.А.Шахматов о редакциях «Повести временных лет».
9. Гипотезы Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова, В.М.Истрина о возникновении и развитии летописания на Руси.
10. «Повесть временных лет» и фольклор.
11. Принципы изображения человека в «Повести временных лет». Д.С.Лихачев о стиле монументального историзма и эпическом стиле.
12. «Повесть временных лет» и византийские и славянские хроники.
13. Жанровый состав «Повести временных лет». Особенности стиля.
14. Ораторская проза Киевской Руси. «Слова» Илариона и Кирилла Туровского, их идейно-художественное своеобразие.
15. «Поучение» Владимира Мономаха. Личность автора, жанровые особенности, идеал князя.
16. Возникновение оригинальной русской агиографии. Типология жанра.
17. Идейно-художественное своеобразие памятников борисоглебского цикла.
18. «Житие Феодосия Печерского». Сюжет, композиция и принципы воплощения идеала.
19. История создания «Киево-Печерского патерика». Связь с переводными патериками. Идейная направленность.
20. Жанр хожения в литературе Древней Руси. Типология жанра. «Хожение» игумена Даниила.
21. Типологические связи «Слова о полку Игореве» со средневековыми эпосами других народов.
22. История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве» в русской науке XIX в.
23. Проблема жанра «Слова о полку Игореве».
24. «Слово о полку Игореве» и фольклор.
25. «Слово о полку Игореве» и скептики.
26. Историческая основа «Слова о полку Игореве». «Слово» и летописные повести о походе Игоря.
27. Проблема автора «Слова о полку Игореве». Характер его исторических, политических и художественных воззрений.
28. «Моление» Даниила Заточника. Редакции, идейная направленность, личность автора и особенности стиля.
29. Отражение монголо-татарского нашествия в древнерусских повестях XIII в.
30. Поучения Серапиона Владимирского и их идейно-художественные особенности.
31. Жанровое своеобразие Галицко-Волынской летописи. Изображение князя-воина.
32. Галицко-Волынская летопись и «Слово о полку Игореве».
33. Повесть об Александре Невском как образец княжеского жития.
34. «Слово о погибели Русской земли» Патриотические идеи памятника. Идеал Русской земли.
35. Памятники Куликовского цикла. Общая характеристика.
36. Принципы изображения исторических событий и особенности стиля «Задонщины». «Задонщина» и «Слово о полку Игореве».
37. Причины возникновения экспрессивно-эмоционального стиля в русской литературе конца XIV – начала XV в.
38. Творчество Епифания Премудрого.
39. «Житие Стефана Пермского». Черты экспрессивно-эмоционального стиля в изображении главного героя.
40. Общая характеристика новгородской литературы. Новгородские повести XV в.
41. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера. Идейная направленность и стиль.
42. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Псковском взятии».
43. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Личность автора. Описание Индии.
44. Жанр историко-легендарной повести в русской литературе конца XV – начала XVI в. («Повесть о Дракуле», «Повесть о Динаре»).
45. Основные темы и жанры публицистики конца XV – XVI вв.
46. Творчество Ивана Пересветова и Максима Грека. Идеи и стиль их публицистических произведений.
47. Особенности стиля «слов» митрополита Даниила.
48. Иван Грозный – писатель. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник публицистики XVI в.
49. «Повесть о Петре и Февронии». Фольклоризм повествования. Жанровые особенности.
50. Обобщающие произведения в литературном процессе XVI в.
51. Характер исторического повествования и принципы изображения человека в «Истории о Казанском царстве».
52. «Смута» и ее отражение в литературе начала XVII в.
53. Принципы изображения исторических событий в «Сказании» Авраамия Палицына.
54. Эволюция агиографического жанра в русской литературе XVII в.
55. Эволюция жанра исторического повествования в русской литературе XVII в.
56. Проблематика и художественные особенности «Повести о Горе-Злочастии».
57. Традиции и новаторство в изображении человека в «Повести о Савве Грудцыне».
58. Новый герой в «Повести о Фроле Скобееве».
59. Изображение женского характера в русской литературе XVII в.
60. Демократическая сатира XVII в. Основные темы и приемы создания сатирического эффекта.
61. Переводная литература XVII в.
62. Раскол русской церкви и его сущность. Аввакум и Никон. Общая характеристика творчества Аввакума.
63. «Житие протопопа Аввакума». Проблематика. Жанрово-стилевое своеобразие.
64. Проблема барокко в русской культуре и литературе второй половины XVII в.
65. Силлабическая поэзия XVII в. Творчество Симеона Полоцкого и его учеников.
66. Возникновение русского театра. Придворный и школьный театр. Репертуар и отличительные особенности.
Напоминаю, что третьим вопросом будет комментированное чтение фрагмента из "Слова о полку Игореве".
Tags: профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments