Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

Болонья по-русски

Оговорюсь сразу: здесь приводятся мои личные размышления, впечатления и переживания по поводу того, с чем лично я столкнулась в процессе осознания происходящих сегодня изменений. Я отнюдь не претендую на истину в последней инстанции, я не являюсь специалистом в данном вопросе, мне мало знаком европейский опыт. Я пишу, во-первых, для того, чтобы многое сформулировать лично для себя, а во-вторых, в надежде на отклики, которые помогут мне прояснить ситуацию.
Когда экс-министр образования г-н Филиппов подписал знаменитую Болонскую декларацию, у меня было ощущение, что это несерьезно. В конце концов, говорила я друзьям, студентам, коллегам, мало ли что мы когда-то подписывали. В конце концов, мы ведь и унию Ферраро-Флорентийскую в свое время подписали. Но где теперь мы и где теперь уния. И, честно говоря, такое настроение сохранялось вплоть до сего года. Это не с нами, это не про нас, Московский университет никогда не вступит в Болонский процесс, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда...
И вот оказывается, что все происходит уже не просто завтра, а сегодня и сейчас. Обсуждаются поправки к новому закону, согласно которым систему "бакалавр - магистр" планируется ввести с 1 сентября 2007 года, т.е. это может затронуть уже тех абитуриентов, которые сейчас ходят на курсы, готовятся поступать на свои, иногда с трудом выбранные, отделения и думают, что примерно представляют себе, какой диплом они получат и чему их будут учить. А мы и сами этого не знаем. Да, предполагается в исключительных случаях сохранить пятилетнее обучение специалистов. Но, по мнению большинства экспертов, это будут направления, прямо и непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности и безопасности государства, т.е. прежде всего военные и медицинские институты. Можно, конечно, побороться и попытаться объяснить, что язык - это важнейшая основа государственного бытия. Но, во-первых, как кажется, в правительстве сейчас никто этому не поверит. А во-вторых, если нам удастся это доказать, то тогда мы будем вынуждены готовить только специалистов и не сможем параллельно открыть бакалавриат и магистратуру, а это значит, что мы (и наши студенты) будем обречены на то, чтобы напрочь забыть о бесспорном признании наших дипломов в Европе, о легком трудостройстве, а через какое-то время - о конкурентоспособности на рынке труда. Так что, видимо, это тупиковая ветвь.
Чем же плохи бакалавриат и магистратура? Казалось бы, все прекрасно: вместо пяти лет - шесть, а мы-то так жаловались, что у нас студенты перегружены, занимаются с утра до вечера и ничего в расписание не влезает. Прекрасно-то прекрасно, но на самом деле оказывается, что в магистратуре за бюджетные деньги смогут учиться далеко не все. Цифры, которые сейчас обсуждаются, - разные, вопрос этот из области финансовых и, я думаю, даже в разных вузах будет решаться по разному. Но цифры эти - от 15 до 50%, причем в качестве наиболее вероятной цифры называют 30%. Это значит, что только каждый третий бакалавр из нашего выпуска окажется в бесплатной магистратуре. При том, что, скорее всего, наши бакалавры вряд ли будут искать счастья в разных провинциальных вузах, тогда как провинциальные бакалавры скорее всего таки будут (и это вполне естественно!) пытаться поступить в магистратуру в Москве. А значит, конкурс будет гораздо выше! (Для сравнения: сейчас на 260 человек, заканчивающих дневное отделение факультета, приходится около 90 красных дипломов и около 60 рекомендаций в аспирантуру.)
Кроме того, магистратура сама по себе изначально не предполагает нашей системы обучения. Обязательная (базовая) часть составляет там не более 30%: это обязательные курсы, которые все должны посетить и сдать. Все остальное - дисциплины по выбору вуза (видимо, в зависимости от магистерской программы) и самого студента. Магистерские программы будут гораздо уже, чем наши современные отделения (возможны, например, магистерские программы "Русская литература ХХ века", "Риторика", "Филогическое обеспечение СМИ", "История славянских литератур" и др.). Т.е., как мне кажется, в нашем современном понимании это уже ближе к первому году аспирантуры, когда человек главным образом работает над своей научной темой и выбирает курсы, с ней близко связанные, или осваивает конкретную профессиональную специализацию. И, с одной стороны, это хорошо, потому что учит студента работать самостоятельно, а заодно дополняет его бакалаврское образование набором специальных дисциплин. А с другой - плохо, потому что на этом этапе о глобальной фундаментальности уже можно забыть. А значит, глобальную фундаментальность надо попытаться запихнуть в бакалавриат.
Тем не менее, совершенно очевидно, что пытаться запихнуть пять лет в четыре года - занятие неправильное и бесперспективное. Тем более в Московском университете, где учебные планы перегружены (если в стандарте говорится о норме в 27 часов в неделю, то у нас бывает в среднем 36, а иногда доходит и до 42). Поэтому вольно или невольно, но придется обсуждать вопрос о том, какие предметы должны быть оставлены в бакалавриате, а какие все-таки могут быть перенесены в магистратуру. И сколько людей (заведющих кафедрами, например) сможет взглянуть на эту ситуацию объективно, а не сквозь призму своих интересов, скажем, проблем кафедральной нагрузки (в лучшем случае) или нагрузки собственной (в худшем). Я очень боюсь, что начнется конфликт (почему это литературную критику надо убрать в магистратуру? кто сказал, что сравнительная грамматика романских языков не нужна бакалавру? теория литературы - не просто необходимейшая дисциплина, но, более того, надо вернуться к тем временам, когда она была обязательна для всех, а не только для литературоведов! бакалавр без диалектологии - не бакалавр! и т.д.). Я очень не хочу, чтобы мы начали составлять этот учебный план не по смыслу, а по принципу личных пристрастий. Но почему-то мне кажется, что, скорее всего,будет именно так, как я не хочу...
Да и вообще, что такое бакалавр. Ведь выпускники будут получать дипломы, в которых будет написано "Бакалавр филологии". Несть ни классика, ни русиста, ни слависта, ни англиста, ни византиниста! В министерстве искренне уверены, что можно выучить "филолога вообще". Кого же мы будем учить? Понемногу обо всем? Ведь понятно, что классику с самого начала нужен большой объем древнегреческого и латинского языка, романо-германцу - большой объем часов основного языка (в особенности если речь идет об изучении языка с нуля), а русисту, поскольку язык родной и учить алфавит и произношение не нужно, сразу надо давать теоретические и исторические дисциплины. С литературой, кстати, как мне кажется, проще - по крайней мере на ромгерме и русском можно дать лекции потоком, а в вариативной части - семинары только по той из литератур, которая является предметом специализации (т.е. получится примерно то же, что и сейчас: у русистов по зарубежке только лекции, а по русской - с практикумами, у ромгерма - наоборот). Славяне и классики, а также византинисты, конечно, пострадают... Но все это будет только в том случае, если будет разрешено выпускать так называемого "профилизированного бакалавра" и расписать учебный план по профилям. Тогда эти профили будут, видимо, соответствовать нашим теперешним отделениям. И то, видимо, не всем, потому что их надо будет аккредитовывать в министерстве. Скорее всего, в первую очередь пострадают отделения, с такой радостью и гордостью открытые в последние 10-15 лет. Их участь - перейти в магистерские программы.
Еще более загадочная часть - пересчет часов в кредиты. Меня до глубины души потряс в Пушкине докладчик по этому вопросу, который был искренне уверен, что физику, разумеется, надо изучать в традиционных формах (лекции - семинары - лабораторные), а историю искусств можно изучать на 80% самостоятельно: прочитал преподаватель четыре лекции (по одной в каждом месяце), а на остальное время отправил студентов в музей - картины смотреть. А потом студенты из музея приходят и рассказывают, что видели. Вот так надо учиться, братья и сестры гуманитарии! А в кредитах учитывается и аудиторная, и самостоятельная работа студента. И не видно, что там на самом деле было (в отличие от нынешних дипломов, для "болонцев", почему-то, "непрозрачных"; а в них, между прочим, указано, сколько человек в аудитории просидел, а сколько самостоятельно прозанимался). А теперь мы примем за 5 кредитов двухлетний курс (потому что у нас иначе в нормы ничего лезть не будет и мы будем экономить), а где-нибудь в далеком городе N*** за 5 кредитов будет считаться курс семестровый... И кто получит более "выгодные"дипломы (здесь я веду речь именно о дипломах, а не об образовании как таковом, т.е. о бумажке, в которую будет смотреть с пристрастием предполагаемый работодатель): наши выпускники или их? Да, скорее всего, министерство разработает нормы. И скажет, допустим: 1 кредит = 36 часов общей нагрузки. И мы будем рассчитывать, исходя из 80% аудиторной и 20% самостоятельной, а в городе N*** будут исходить ровно из противоположной пропорции. Вопрос остается прежним. Я только одного не пойму: что прозрачнее-то стало? Мне так туманно совсем...
Ну и, наверное, последнее. Все знают, что болонская система предполагает, что студенты могут сами выбирать достаточно большое количество курсов и порядок их изучения. Я не против. Только может ли студент в 17-18 лет представлять себе логику образовательного процесса, понять, что именно (чисто конкретно!) ему нужно для будущей специальности? И по какому принципу он будет выбирать преподавателей (добрый? интересный? байки травит? на экзамене халява?)? И - самое неприятное - что делать с теми, кого несколько раз не выбрали? Только перед тем, как радостно крикнуть: "Выгнать!" - поставьте себя на место декана, который должен осуществить это действие...
Да, для того, чтобы это все свершилось, нам надо перестроить наши мозги. Наверное, через 50 лет система российского образования будет другой? Я не готова абсолютно идеализировать то, что есть сейчас. Но будет ли лучше?!
"Да чтоб ты жил в эпоху перемен!" - так гласит, как известно, древнее китайское проклятие. Это именно про нас.
Моему сыну скоро исполнится двенадцать. Какое образование получит он?
Tags: актуальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments