Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Скажите мне точно!!!

В сообществе филфака некто спрашивает, где находится река Каяла. Сообщаю реквизиты "Энциклопедии "Слова о полку Игореве" и бегло указываю на то, что по данному поводу существует много разных гипотез, в том числе и предположение, что реальной Каялы вовсе даже не существует, а этимология этого слова возводится некоторыми учеными к глаголу "каяти", а некоторыми - к различным тюркским корням. В ответ человек сообщает, что преподаватель прямо-таки сегодня дал своим студентам задание найти реку Каялу.
Меня мало что сильно травмирует, но больше всего - попытка свести литературоведение к набору аксиом. К сожалению, этот навык воспитывается школой и подготовительными мероприятиями в вуз, когда детей учат однозначным трактовкам программных художественных произведений, таким трактовкам, которые "пройдут" на вступительных экзаменах. В результате человек привыкает не думать, а заучивать набор "вечных истин" и выдывать их потом по первому требованию. С этими навыками человек приходит на первый курс, а тут мы начинаем изучать разные гипотезы о происхождении русского летописания, об этимологии названия реки Каялы, об авторстве "Слова", да и о многом другом... Мне кажется, что курс древнерусской литературы прекрасно подходит для того, чтобы научиться видеть разные взгляды на одну и ту же проблему, понимать разные системы аргументации, различать сильные и слабые стороны каждой из гипотез. Научиться вдумчиво и внимательно читать тексты, открывая в них что-то самостоятельно, а не под влиянием прочитанного учебника или деспота-преподавателя, навязывающего свою точку зрения. Без этого человек не научится самостоятельно мыслить, анализировать, работать со словом, с текстом. Когда мы начинаем читать "Слово", мои студенты очень быстро понимают, что почти на любой задаваемый мною вопрос ответ должен начинаться словами: "По этому поводу существует несколько гипотез..." И мои студенты хорошо знают, как меня раздражает вопрос: "А какая из них правильная?" Литературоведение - не арифметика, где дважды два - по определению четыре. Впрочем, как известно, даже аксиома о том, что две параллельные прямые не пересекаются, не верна за пределами Евклидовой геометрии.
Tags: профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments