Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Прокляты ли живущие в эпоху перемен?

Утихли битвы за и против обеденного перерыва. Здравый смысл, кажется, возобладал, и стремление погнать всех студентов в одно и то же время в имеющиеся едальни МГУ угасло - к сожалению, не в зародыше, а попортив нервы и преподавателям, и студентам. Победа? Разумеется, нет.
Нас губит не обеденный перерыв. Нас губит изначально подразумевавшаяся необходимость впихнуть наши традиционные шесть пар в нынешние пять. При нашем аудиторном фонде это задача, заведомо не имеющая решения. Конечный результат этого процесса, естественно, не устраивает ни одну из сторон, но из этой ситуации нет выхода.
Сегодня оказалось, что и три пары в день на вечернем отделении надо уместить в две. Шестой и пятый курсы могут не беспокоиться, четвёртый уже в сложной ситуации, первые три - в ещё более патовой, чем дневники.
Я помню, что в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, когда я училась на вечёрке, у нас было 8 пар в неделю: по две в понедельник, вторник, четверг и пятницу. По русской литературе семинаров не было вообще, только лекции; семинары по некоторым курсам были раз в месяц; максимальная периодичность семинаров - через неделю. В конце девяностых - начале двухтысячных я потратила немало сил и энергии на то, чтобы иметь возможность смело и обоснованно говорить, что студенты нашего вечернего отделения имеют практически такой же учебный план, что и дневники. И вот теперь нам фактически предлагают вернуться к тому, что было. Черт возьми, заставить своими руками рушить то, что этими же руками построено, - редкостное издевательство, честное слово...
Но это всё эмоции. Думаю, что в конечном счёте мы найдём компромиссное решение. И чего это будет стоить, в полном объёме будем знать только мы, а в частичном - студенты, которых это коснётся. Меня в данном случае гораздо больше беспокоят причины, а не следствия. А в том, что изменения в расписании - только следствия, сомневаться, на мой взгляд, не приходится. Вопрос в том, следствия чего?
На смену периоду относительной свободы и вариативности сейчас, на мой взгляд, приходит период приведения всего и вся к единому знаменателю. Если ещё пять-семь лет назад слова о том, что образование в Московском университете не может влезть ни в какие утверждённые стандарты, были нормой, то теперь доказывать это становится всё труднее. По министерскому стандарту у студентов должно быть 27 аудиторных часов в неделю, т.е. 13,5 пар: по три пары в день при пятидневке, по две с половиной - при шестидневке. У наших студентов дневного отделения сейчас от 34 до 44 аудиторных часов в неделю - налицо очевидное превышение всех и всяческих норм. Хорошо это или плохо - вопрос, на который однозначного ответа нет. Я не хуже других понимаю, что есть абсолютно пустые и ненужные предметы (от большинства из которых не представляется возможным избавиться - их требует тот же самый стандарт), что есть оставляющие желать лучшего исполнители, отношение к которым определяет и отношение к предмету, и т.д., и т.п. Но я понимаю и другое: сокращение аудиторных часов приведёт не только к уменьшению преподавательской нагрузки и - как следствие - к довольно серьезному сокращению штатов, но и к невосполнимым потерям в качестве нашего образования, которым мы всё-таки привыкли гордиться. При этом честно могу признаться, что меня (и - прежде всего - как преподавателя, связавшего свою жизнь с факультетом, и как администратора) первое волнует так же сильно, как и второе...

Из реакции коллег сегодня больше всего потрясло, что только Александр Евгеньевич Кибрик обратил внимание на то, что у нас отобрали одну пару.
Остальных волновало только их личное расписание.
Tags: актуальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 189 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →