?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня у нас на факультете прошла встреча с Натальей Дмитриевной Солженицыной. Наталья Дмитриевна очень душевно говорила об Александре Исаевиче, показывала фотографии, архивные документы, зачитывала фрагменты из писем и воспоминаний. Аудитория реагировала живо и тепло, в какой-то момент я подумала, что, действительно, это я ещё помню, как печатали на машинке без полей и интервалов, потому что чем компактней, тем безопасней, а молодёжь, не работающая в архивах, может просто этого не знать.
Наталья Дмитриевна показала видеозапись с вручения А.И.Солженицыну Нобелевской премии. Ему её вручали не в год присуждения, тогда он не поехал, поскольку резонно (и, как оказалось, вполне обоснованно) подозревал, что его не пустят обратно. Потом председатель Нобелевского комитета собирался вручить её ему во время своего визита в Москву, но ему не дали визу. Так что вручение состоялось уже после того, как Солженицыны уехали из России, и председатель в своём выступлении отметил, что это третья подготовленная им речь, потому что сначала граница помешала А.И., к потом - ему, но теперь всё произошло: не потому, что границы перестали существовать, чего бы очень хотелось, но пока не случилось, а потому, что творчество должно преодолевать - и преодолевает границы. Очень сильно. И очень своевременно, что уж там...
Любопытно, что спросили, о чём Солженицын писал бы сейчас. Наталья Дмитриевна сказала, что не берётся предположить, что было бы темами литературного творчества, но уверена, что всё в современной жизни было бы предметом публицистики.
А я уже по окончании встречи передала Наталье Дмитриевне привет от мамы, которая некоторое время училась с ней на мехмате в одной группе :).

Метки:

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
rayskiy_sergei
10 окт, 2017 18:55 (UTC)
Как сложно всё с Солженицыным сейчас... И ещё я до сих пор уверен, что Шаламов на его фоне оказался сильно недооценённым.
kvakl_brodakl
10 окт, 2017 19:41 (UTC)
С ним всегда было непросто...
Возможно, да.
grumbler
10 окт, 2017 19:01 (UTC)
очевидный вопрос напрашивается. На чьей стороне был бы Солженицын в нынешнем конфликте на Донбассе?

Задавали этот вопрос на встрече?
sotrudnic
10 окт, 2017 19:41 (UTC)
Он отвечал на этот вопрос.
kvakl_brodakl
10 окт, 2017 19:43 (UTC)
Нет. Но разве правильно вообще задавать такие вопросы? У него есть убедительнейшее алиби...
(Анонимно)
10 окт, 2017 20:17 (UTC)
Из интервью Н.Д.Солженицыной в "Новой газете" 22 февраля 2017:
— Как вы думаете: что писал бы Александр Исаевич в 2014–2016 годах?
— Додумывать и формулировать за Александра Исаевича — ​некоторая интеллектуальная спекуляция. Мне бы не хотелось ею заниматься. Но позицию свою он выразил достаточно ясно. К украинскому вопросу всегда относился горячо и болезненно: в нем была почти половина украинской крови.
После лагерного опыта, знакомства с украинскими националистами, — ​а они были парни серьезные, — ​он смотрел на этот вопрос достаточно трезво. И много раз писал о неестественности, неисторичности «ленинских границ». А это, увы, те области, где сейчас стреляют.
Еще в самом начале 1990-х, когда только заступил Ельцин, а наша семья еще была в США, — ​Александр Исаевич писал Борису Николаевичу. И много раз публично говорил: нельзя мириться с теми фальшивыми границами, которые нарезали большевики. Это было не важно при Советском Союзе, но может стать крайне напряженным вопросом при его распаде. Нельзя расходиться в этих границах. Это обязательно аукнется, и очень болезненно. Быть может, кроваво. Надо непременно оговорить возможность их пересмотра.
Солженицын был тогда очень жестко одернут в российской печати: такое нельзя даже произносить, может быть немедленная война… Мы не хотим Югославии… Даже не упоминайте!
Он и до 1990-х, и после много раз говорил о Севастополе и Крыме. Если б он дожил до зимы 2014 года и увидел костры горящих покрышек в Киеве… этого бы просто не пережил.
grumbler
10 окт, 2017 20:22 (UTC)
спасибо за ответ. Не знал.
kvakl_brodakl
10 окт, 2017 20:23 (UTC)
Это тот самый случай, когда, конечно же, правильнее было бы остановиться на первых двух фразах.
Но всё-таки, сдаётся мне, Александр Исаевич не должен отвечать за то, что мы приписываем ему в качестве вероятной реакции на события, до которых он не дожил, не правда ли?
(Анонимно)
10 окт, 2017 21:49 (UTC)
Вопрос "Как бы такой-то деятель прошлого отнесся к событиям настоящего?", на мой взгляд, противоречит принципу историзма. Пространная цитата из интервью Н.Д.Солженицыной демонстрирует лишь то, что этот вопрос ей недавно задавали и она на него отвечала. И, разумеется, отражает ее собственное мнение, многократно и последовательно высказываемое с 2014 года. П.П.
kvakl_brodakl
11 окт, 2017 10:46 (UTC)
Согласна, да.
sotrudnic
10 окт, 2017 19:40 (UTC)
Вот это да - мир тесен!
sotrudnic
10 окт, 2017 20:00 (UTC)
Интересно, какие книги Солженицына читали присутствующие?
kvakl_brodakl
10 окт, 2017 20:07 (UTC)
Ну, всё-таки дело было на филфаке :). Полагаю, "Один день", "Матрёнин двор" и "Архипелаг" в анамнезе у подавляющего большинства, "Красное колесо" и "Раковый корпус" - у половины. Остальное вариативно.
sotrudnic
10 окт, 2017 21:57 (UTC)
Про "Красное колесо" - меня терзают смутные сомнения...
kvakl_brodakl
11 окт, 2017 10:46 (UTC)
Ну, по крайней мере, листали, мне кажется, оно сейчас входит в программу для русистов :).
(Анонимно)
12 окт, 2017 08:00 (UTC)
Анют, "В круге первом" уж у практически 90%. Архипелаг, вероятно, все же нет. Красное колесо - думаю, мало у кого.
kvakl_brodakl
12 окт, 2017 08:21 (UTC)
Да, конечно, "В круге первом", да.
livejournal
10 окт, 2017 21:39 (UTC)
Встреча с Натальей Дмитриевной Солженицыной на филоло
Пользователь pvych_dvych сослался на вашу запись в своей записи «Встреча с Натальей Дмитриевной Солженицыной на филологическом факультете МГУ» в контексте: [...] Встреча с Натальей Дмитриевной Солженицыной на филологическом факультете МГУ [...]
Дмитрий Подгорный
11 окт, 2017 03:38 (UTC)
Солженицын и Горби
Чудной А.И.Солженицын,право слово. Горбачев вернул его на Родину, вернул его книги, а он... Даже спасибо не сказал. Как-то не порядочно
kvakl_brodakl
11 окт, 2017 10:47 (UTC)
Re: Солженицын и Горби
А не сказал?
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

Я в Крыму
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek