?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А сегодня у нас в гостях был Евгений Гришковец.
Полная 11-ая (отремонтированная!!!) аудитория - народ пришёл активный, вопросов было много и они были самые разные: о творчестве, о филологии, о литературе, о человеческой природе, о чтении, о формах бытования текстов. Два часа пролетели незаметно, кажется, аудитория была бы готова сидеть ещё столько же и вопросы бы не иссякали. Очень радует первый курс: видела свои группы и на Зализняке, и на Гришковце :).
Было видно, что Евгению Валерьевичу приятно в родственной среде филологов. Сам он неоднократно добрым словом вспоминал своих учителей на филфаке Кемеровского университета - Натана Давидовича Тамарченко и Валерия Игоревича Тюпу. Отвечал на вопросы развёрнуто, говорил сразу о многом, пожалуй, сначала был всё же немного скован, но минут через тридцать всё стало просто прекрасно. Может быть - по мне - моментами он был самую чуточку высокомерен, но не настолько, чтобы на этом фокусироваться.
Очень понравилось, как он рассказывал про то, что для театра вычищает из текстов всю малейшую конкретику - чтобы эти тексты стали абсолютно "вневременными" и могли бы быть про любого из зрителей.
С уверенностью сказал, что верит в то, что чтение обязательно вернётся, потому что человек не может не читать.
Очень сильной была фраза про то, что, когда был жив Лихачёв, многое было стыдно, а теперь - не стыдно.
Закончил же, обращаясь к аудитории, призывом к филологам беречь друг друга: ведь нас же так мало.
Решили чаще встречаться, например, раз в год.
А я подумала: не сходить ли и правда на его спектакли?

Метки:

Comments

( 49 комментариев — Оставить комментарий )
ks_wintersports
23 окт, 2015 17:55 (UTC)
Анна Валерьевна, а что значит "бытование текстов"?
kvakl_brodakl
23 окт, 2015 17:59 (UTC)
Ну, бумажная, электронная, в сети :-).
(без темы) - ks_wintersports - 23 окт, 2015 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 23 окт, 2015 18:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sa_sha_s - 23 окт, 2015 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 23 окт, 2015 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sa_sha_s - 23 окт, 2015 19:02 (UTC) - Развернуть
alkvi
23 окт, 2015 18:23 (UTC)
Эх, а я по нему диплом писала :) Как раз недавно нашла и перечитала.
kvakl_brodakl
23 окт, 2015 18:32 (UTC)
Он сказал, что по нему уже пишут курсовые, дипломы и даже диссертации. Хотя сам он считает, что для диссертаций время ещё не пришло, потому что всё-таки есть проблемы с библиографией :-))).
alkvi
23 окт, 2015 18:49 (UTC)
Я у нас на 20 веке в 2002 году писала у Андрея Леонидовича, тогда вообще ничего не было :)
(без темы) - kvakl_brodakl - 23 окт, 2015 18:54 (UTC) - Развернуть
sa_sha_s
23 окт, 2015 18:51 (UTC)
"чтение обязательно вернётся, потому что человек не может не читать"

Мне кажется, рассуждая о чтении, часто упускают одну деталь. Когда чтение было более распространенным занятием, оно у большинства людей в действительности не было каким-то высоким служением. Оно было просто способом занять свободное время. Компьютеров не было, советское телевидение не блистало. Ну, нет нужды разворачивать. Не так многие читали вследствии сильного внутреннего импульса. И эти немногие и сейчас читают, и будут читать. Но в области досуга чтение уже не вернет себе былых позиций. Разве что после какой-нибудь глобальной катастрофы с последующей деинтустриализацией. Как у Толстой в "Кыси" :)))
kvakl_brodakl
23 окт, 2015 18:59 (UTC)
Тут всё-таки, как мне кажется, стоит иметь в виду, что, когда идут разговоры "молодёжь не читает" - чаще всего имеется в виду "молодёжь не читает те книги, которые читали /читаем мы", - и так оно, видимо, и будет - чем дальше, тем больше.
А чтение как таковое... мне кажется, оно уже понемногу возвращается в обиход, не в таких количествах, как раньше, но всё же.
(без темы) - sa_sha_s - 23 окт, 2015 19:08 (UTC) - Развернуть
steblya_kam
24 окт, 2015 06:47 (UTC)
Плюсую. А 200 лет назад вообще большинство было неграмотным.
(Анонимно)
23 окт, 2015 22:31 (UTC)
А неужели никто не спросил его ...нет, не о его политической ориентации (каждый имеет право на свою), а о тех гадостях, которые он писал, например, про Украину? Как он юлил и выкручивался после реакции читающих людей на свои одиозные тексты, шел на попятный и снова писал гадости - только градус пафоса повышал? Лихачев, да, его все кому не лень поминают. Те, кому не стыдно никогда и не за что. А на спектакли его поздно ходить. "Собака" была интересна, потому что в новинку, а теперь он только тиражирует ее в хвост и в гриву.
kvakl_brodakl
24 окт, 2015 08:28 (UTC)
Правильно ли я понимаю, мой храбрый и доблестный аноним, что любой разговор необходимо свести к политическим дебатам? Как жаль, что Вы не остановились на первой части первого предложения.
Была девушка (1 курс журфака) которая первым вопросом пыталась спросить про Украину, а вторым - про Сирию, но ей было дано понять, что разговор идёт не об этом. И это можно было бы почувствовать, если бы барышня была внимательнее.
(без темы) - (Анонимно) - 31 окт, 2015 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 31 окт, 2015 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 ноя, 2015 21:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 ноя, 2015 22:23 (UTC) - Развернуть
steblya_kam
24 окт, 2015 06:50 (UTC)
Кстати, я тоже училась у двух упомянутых персон. Тамарченко умер, а Тюпа до сих пор заведует кафедрой теоретической поэтики в РГГУ.
kvakl_brodakl
24 окт, 2015 08:15 (UTC)
У Тюпы в совете я как-то не так давно выступала оппонентом.
И регулярно завидую студентам-литературоведам РГГУ ;)
(без темы) - steblya_kam - 25 окт, 2015 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2015 12:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steblya_kam - 26 окт, 2015 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 26 окт, 2015 08:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steblya_kam - 27 окт, 2015 07:43 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
24 окт, 2015 13:43 (UTC)
<Очень сильной была фраза про то, что, когда был жив Лихачёв, многое было стыдно, а теперь - не стыдно.>

Наверное, я не понял, что вы имеете в виду, но мне эта фраза кажется не сильной, а лукавой: как уровень чьей-то совести может зависеть от присутствия на этом свете Лихачева? При чем тут Лихачев? Во все времена подлость остается подлостью, а продажность - продажностью. Если бы Д.С. был жив, вряд ли он удержал бы Гришковца от его участия в подлейших пропагандистских компаниях - против Грузии в 2008 и против Украины недавно. Тут "коллега-аноним" уже вызвал ваше недовольство, упомянув об этом. Вы ответили, что политику иногда надо оставлять в стороне. Правильно. Но какая же это политика? Это чистая этика, про которую уж кому-кому, а Гришковцу точно не стоило рассуждать.

Я читал его тексты, стремительно деградировавшие от блистательной Собаки до унылого уже-не-помню-как называлось.

Трагедия большого таланта в маленьком человеке, увы.

Простите, если против шерсти.

VS
kvakl_brodakl
24 окт, 2015 13:48 (UTC)
Фраза не кажется мне лукавой. Бывают люди, само присутствие которых не здесь и сейчас, а просто на белом свете заставляет людей задумываться о том, что можно, а что нельзя. И, может быть, удерживаться от каких-то поступков. Разве нет?
Сейчас таких людей, обладающих огромным авторитетом для многих, очень многих людей, кажется, нет. Сейчас все объединяются кучками-группами, авторитеты для каждой группы свои, многое, сдаётся мне, отсюда идёт.
И про этику не соглашусь. Этика - это "не убий". А остальное - политика...
(Анонимно)
24 окт, 2015 14:09 (UTC)
<Бывают люди, само присутствие которых не здесь и сейчас, а просто на белом свете заставляет людей задумываться о том, что можно, а что нельзя. И, может быть, удерживаться от каких-то поступков. Разве нет?>

Я понимаю вашу мысль, но не вполне разделяю. Да, у меня, как, наверное, у любого человека, были в жизни "моральные авторитеты", помогшие мне сформировать представления о должном. Но все-таки мне претит идея "заступников" и удаленных "авторитетов", волей-неволей разделяющих ответственность за уровень моей нравственности. Да, человек слаб, и опора на чей-то авторитет помогает "держаться". Да, авторитеты помогают ПОДНЯТЬ планку. Но использовать отсутсвие авторитета для ОПРАВДАНИЯ - этот ход мысли для меня неприемлем. Речь шла о том, что без Лихачева что-то стало не стыдно = что-то стало можно. Нет, не стало. Ничего не изменилось в понятиях должном и стыдном, жив Д.С. oder nicht.

<Этика - это "не убий". А остальное - политика.> Это довольно радикальный взгляд. А "не предавай", "не лги", "не лжесвидетельствуй", "не клевещи" - уже не этика?..

VS
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2015 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 17:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 окт, 2015 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 17:31 (UTC) - Развернуть
PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 17:24 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 17:32 (UTC) - Развернуть
Re: PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 17:38 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 18:19 (UTC) - Развернуть
Re: PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 19:37 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 20:02 (UTC) - Развернуть
Re: PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 21:12 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 21:18 (UTC) - Развернуть
Re: PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 21:45 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 24 окт, 2015 21:59 (UTC) - Развернуть
Re: PS - (Анонимно) - 24 окт, 2015 22:20 (UTC) - Развернуть
Re: PS - kvakl_brodakl - 25 окт, 2015 12:35 (UTC) - Развернуть
( 49 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я в Крыму
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek