?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Для общественного обсуждения предлагается Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"».
Оно у нас, оказывается, на каждые пять лет есть, но предлагаемый документ представляется мне чрезвычайно показательным.
С одной стороны, вполне в духе времени, "научное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания": разработка системы мониторинга, критериев измерения, набора показателей уровня патриотизма в обществе, формирование экспертного сообщества и системы повышения квалификации в области патриотизма. Есть опасение, что именно здесь и осядет существенная часть выделенных денег, зато в результате появится очередная бюрократическая система, состоящая из якобы наукометрических данных, по которым и так заваленные мониторингами и отчётами администраторы учебных заведений будут отчитываться по показателям программы.
С другой стороны, не без хорошо знакомой риторики: "содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, гордости за исторические и современные достижения страны и ее граждан, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, совершенствование межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитанию граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга" или даже "развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства – Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, а также другим, в том числе историческим символам и памятникам Отечества".
Меня, признаться, весьма озадачивает пункт про "повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службам, работе в государственных организациях, в российской производственной сфере, образовании, науке, культуре, спортивной и иной деятельности". Потому как предвижу я, что, при попытке применить это дело хоть немного всерьёз, начнём мы отчитываться о доле выпускников, непатриотично уехавших продолжать обучение или работать за границу. Пусть и не сейчас, но к 2020-му году - вполне. А к 2030-му, глядишь, всё, кроме военной и военизированной службы, вообще отомрёт за ненадобностью.
А историей отечественной все настолько начнут интересоваться, что решительно уже наконец положат конец "попыткам ее фальсификации". Вот только как-то видится мне, что "фальсификацией истории" всё чаще и чаще называется попытка научного анализа исторических фактов, противоречащая однозначно идеологической интерпетации этих фактов в угоду сегодняшним политическим задачам.
С третьей, местами, на мой взгляд, даже слишком честно:
"Достижение указанных ниже показателей Программы и ее разделов зависит в основном от объемов ее финансового обеспечения из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации:
– увеличение доли россиян, гордящихся своей страной;
<...>
– увеличение доли граждан, положительно оценивающих качество мероприятий по патриотическому воспитанию, в общей численности российских граждан".
И вот я про что думаю...
Есть в школе военно-патриотический кружок. Организовал его, допустим, учитель биологии Пётр Семёныч: КСПшная юность, штормовка и гитара, палатки-ночёвки, все дела. И вот поехали дети в поход, а мальчик Вася не поехал, потому что ну его и вообще. Приехали из похода: фотографии, презентация, видеофильм ВКонтакте, рассказы, воспоминания, смешные истории, среди всего этого, конечно, что-то типа "а знаешь, там, в деревне, дед рассказывал, что, когда немцы пришли, он пацаном был, и вот они..." Смотрит на это мальчик Вася - и вот ему уже в следующий раз как-то хочется вместе со всеми поехать. Потому что только так это работает.
А если собрать общее школьное, а потом и родительское собрание, обязать всех, повязав георгиевские шарфики (недавно узнала, что у нас теперь такой тренд сезона), принести фотографию воевавшего прадеда ("У всех прадеды воевали, Иванов, молчи, вечно у тебя всё не как у людей!"), а родителей обязать оплатить заказанную в типографии стенгазету "Спасибо деду за Победу!", то это - не работает.
Казалось бы, это очевидно без всякой методики.
Но почему-то не всем.

Comments

( 70 комментариев — Оставить комментарий )
rayskiy_sergei
4 апр, 2015 15:12 (UTC)
К сожалению, по-человечески уже мало кто умеет, а стремление воплощать в реальность самые бредовые фантазии начальства никуда не делось.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 15:14 (UTC)
У меня просто как раз есть знакомые, которые рассказывают про местных Петров Семёнычей в школах своих детей. Но я понимаю, что Петрам Семёнычам от выделенных миллионов вряд ли обломится...
(без темы) - natalia_pica - 4 апр, 2015 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 4 апр, 2015 15:23 (UTC) - Развернуть
zyrianin
4 апр, 2015 15:13 (UTC)
Что значит "не работает"? Шарфики и стенгазету можно показать в департаменте образования, это имеет вид, это красиво. А какой вид могут иметь разговоры про деревенского деда и его рассказы про немцев? Никакого вида.

Если 74 лет Советской власти не хватило на то, чтобы категорически запретить чиновникам заниматься идеологией - значит, не хватило.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 15:15 (UTC)
С точки зрения показателей - конечно, именно так и есть.
Увы, не хватило. Даже не знаю, что надо, чтобы хватило...
chepuhovinka
4 апр, 2015 15:25 (UTC)
Интересно вот, как они себе представляют критерии измерения. В чем можно мерить патриотизм?

А вообще идея прекрасная: сколько денег можно попилить, да еще неудобных прищемить под соусом патриотизма.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 15:31 (UTC)
Там преимущественно в процентах.
Если число гордящихся своей страной в 2016-м году принять за 100%, к 2020-му году их должно стать 108%.
Если число публикаций в цитируемо-индексируемых журналах на темы патриотизма в 2015 году принять за 100%, то к 2020 году будет аж 300%.
Приучают население к большим цифрам в процентах, не к добру :).
(без темы) - zyrianin - 4 апр, 2015 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 4 апр, 2015 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepuhovinka - 5 апр, 2015 19:49 (UTC) - Развернуть
melanyja
4 апр, 2015 16:02 (UTC)
Формализм - это сможет быть и прививкой критического мышления, а может быть формой воспитания послушного безинициативного стада
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 16:08 (UTC)
Оно, конечно, позитивное начало можно и в этом найти, особенно если вспомнить наши советские пионерские и комсомольские собрания. Но почему-то не хочется.
(без темы) - bumblebeat - 5 апр, 2015 07:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 5 апр, 2015 12:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - melanyja - 5 апр, 2015 07:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 5 апр, 2015 12:09 (UTC) - Развернуть
capi4ca
4 апр, 2015 17:25 (UTC)
Потому что, для галочки это проще. Лишь бы отчитаться.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 17:27 (UTC)
Это правда, да.
Но эффект зачастую имеет обратный.
fagot99
4 апр, 2015 19:54 (UTC)
Думаю, вы ошибаетесь, и это очевидно абсолютно всем. Только мотивы и цели у разных составляющих этих "всех" разные. Для кого-то важно, чтобы это работало. Кому-то плевать, работает это или нет, - для них это всего лишь ступенька в их маленькой карьерке.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 20:00 (UTC)
То есть Вы предлагаете мне раз и навсегда перестать видеть в такого рода документах именно те цели и задачи, которые в них обозначены?
:)
(без темы) - fagot99 - 9 апр, 2015 19:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 апр, 2015 19:45 (UTC) - Развернуть
nialma
4 апр, 2015 21:48 (UTC)
Согласна по всем пунктам! Перепостила в социальных сетях.
Не смогла в своё время остаться историком в школе: слишком много противоречий.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 22:01 (UTC)
Понимаю. Уже и из вуза, признаться, хочется бечь :(.
(без темы) - nialma - 4 апр, 2015 22:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 5 апр, 2015 05:34 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
4 апр, 2015 21:51 (UTC)
Как насмешить Б-га
В 1990 я работала (до поступления в университет) лаборантом в академическом институте, занимавшемся изучением производительных сил: печатала на машинке огромные таблицы, сколько кг мяса, литров молока и условных банок консервов у нас будет к 2000 г. Через год развалился СССР.
Увы, мне трудно сейчас всерьез относиться к подобным программам из-за чувства приближающейся исторической катастрофы. В экстремальной ситуации спасают самое важное, а шелуха отлетает. Простите, что невесело.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 22:02 (UTC)
Re: Как насмешить Б-га
Чувство катастрофы, конечно, присутствует тоже, но почему-то сдаётся мне, что эта вот ерунда эту вот катастрофу приближает, а не удаляет.
А невесело - так это время сейчас, увы, такое...
Re: Как насмешить Б-га - (Анонимно) - 5 апр, 2015 21:49 (UTC) - Развернуть
Re: Как насмешить Б-га - (Анонимно) - 4 апр, 2015 22:58 (UTC) - Развернуть
livejournal
4 апр, 2015 22:03 (UTC)
No title
Пользователь zestanoyjokerps сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] георгиевские шарфики http://kvakl-brodakl.livejournal.com/676701.html [...]
alex_litvinov
4 апр, 2015 22:11 (UTC)
Эх, сдается мне, что в 2030 году будет уже что-то совсем-совсем другое. Так же отличное от нынешней картины мира, как картина 95 года отличалась от 80-го.
kvakl_brodakl
4 апр, 2015 22:22 (UTC)
Как любит говорить моя подруга, "поживём - увидим, доживём - узнаем, выживем - учтём" (с).
:-)))
(без темы) - alex_litvinov - 5 апр, 2015 21:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 6 апр, 2015 18:37 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
5 апр, 2015 00:30 (UTC)
Начальство, в меру своего умения, пытается укрепить лояльность подданных в ситуации, когда вероятность форс-мажора стала выше вероятности спокойного развития, и единственно предсказуемой стала сама непредсказуемость. Это уже не политика стабильности или долгосрочного планирования, это спешная мобилизация страны на защиту начальства от неприятностей - неизвестных, но неминуемых. Создание живого щита.
kvakl_brodakl
5 апр, 2015 05:33 (UTC)
Похоже на то, да...
bumblebeat
5 апр, 2015 06:47 (UTC)
Эти Петры Семенычи с байками о немцах в 21-м веке через 70 лет после окончания войны - анахронизм и маразм.
Сколько можно эксплуатировать тему войны, накачивать ненавистью детей?
Люди, РЕАЛЬНО воевавшие, не любили вообще поднимать эту тему, тем более рассказывать что-то детям. Я лично знал многих. Один знакомый настоящий фронтовик, друг родителей, умер в прошлом году в возрасте 90 лет. Прошел всю войну, попадал в котлы и в плен.

В Европе люди не меньше пострадали от войны, но давно уже живут нормальной жизнью, не засирают детям мозги пропагандой любви к "отечеству" (что у нас всегда было эквивалентно любви к царю) и ненавистью к "фашистам" (так в зомбоящике сейчас называют антифашистов).
О "патриотизме", спускаемом сверху жуликами и ворами, вообще молчу. Повязал колорадскую ленту, спел гимн - патриот. Чиновник отчитался от повышении патриотизма.

Лучше задайтесь вопросом, почему архивы не открывают историкам. Бояться понизить градус "патриотизма"?
kvakl_brodakl
5 апр, 2015 12:12 (UTC)
Согласна, мои знакомые ветераны тоже не любили вспоминать о войне.
Не согласна с тем, что нам пора забыть. 9 мая - это не про ненависть. Это про жертвенность, про героизм, про любовь к Родине.
К чиновникам и мероприятиям, подобным обсуждаемому, всё это, разумеется, не имеет никакого отношения.
(без темы) - bumblebeat - 5 апр, 2015 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 5 апр, 2015 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bumblebeat - 5 апр, 2015 21:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 5 апр, 2015 21:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bumblebeat - 5 апр, 2015 21:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 6 апр, 2015 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 май, 2015 12:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 30 май, 2015 13:43 (UTC) - Развернуть
sshavirin
5 апр, 2015 14:21 (UTC)
Мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные порывы...
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь.

Странное дело: даже в мире науки, обнимающем все, наша история ни к чему не примыкает, ничего не уясняет, ничего не доказывает.

Чаадаев "Философические письма"
kvakl_brodakl
5 апр, 2015 20:59 (UTC)
Re: Мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные порывы...
Такой взгляд и нынче очень распространён, но по мне так это две крайности, и обеих стоит избегать :).
(Анонимно)
30 май, 2015 12:49 (UTC)
Я знаю случай, когда именно такие выезды с петром семенычем привели человека к неприятию советской власти. Так что лучше официоз. Он, может, не очень способствует глубине чувств*, зато показывает, что является нормой, а что предосудительно. Именно что "у тебя, Иванов, не как у людей". Большего и не требуется. Вызывать эмоции — задача художников, а не администраторов.
-----
*есть, однако, процент людей, загорающихся от официоза. Это обычно отличники. Их не следует допускать к руководству, но из них получаются журналисты, учителя, и проч. работники культуры.
kvakl_brodakl
30 май, 2015 13:45 (UTC)
Полагаю всё же, что случаев, когда именно официоз привёл к неприятию советской власти, даже чисто статистически существенно больше.
Проблема нормы - это другая проблема. Понятие нормы формируется не официозом, в нормальном обществе существует комплекс механизмов регулирования нормы, причём отнюдь не репрессивного характера.
( 70 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я в Крыму
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek